Двое играющих становятся неподвижно, изображая «улей». Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и поют:
Маленькая в улье чашка, Вкусная в ней кашка. Есть хочется, Да лезть не хочется. Пчёлы злы, кусасты, Мстят они ужасно, Жужжат хорошо, Провожают далеко.
Один из детей — «матка», он подходит к «улью» и просит: - Пчёлы серые, синекрыленькие, по чистому полю полётывайте, ко сырой земле припадывайте, летите-летите за сладеньким.
«Матке» отвечают: - Мы по полю летали, по-турецки лопотали, медок собирали. А в улье узор вышивали без иголок, без узлов, без петель, без шелков - на потребу людям!
По окончании диалога «матка» «поджигает столбы», то есть она подходит к «улью» и валит детей на землю, тут же убегая и прячась. Дети, изображающие «пчёл», поют:
Летят пчёлки, Носы — иголки. Сели под горку, Сели под ёлку, Не пять, не шесть, Их тысяча есть. Людей они питают, Избы освещают¹. Не лают, не бают, А больно кусают. Жжи-жжи-жжи!
Исполнив песню, «пчёлы» бегут искать «матку». Находят её и жужжат ей в уши.
Ивановская область ____________ ¹ Избы освещают — имеются в виду восковые свечи.
ИСТОЧНИК: Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Собрал и пересказал Г.Науменко; Рис. А.Матросова. – М.: Дет. лит., 1980.
|