Санька и Анюта не могли смотреть Иглику в глаза, так им было стыдно за вчерашнее происшествие. Зато Иглик стал решительнее вникать в учебу. – Мы узнали так много букв, что они всё время выпрыгивают из моей головы, – пожаловался он. – Я тоже не все буквы твёрдо знаю, – признался Санька. – Не беда, я придумал для вас очень весёлую игру, которая называется «Угадай букву». Она научит вас узнавать буквы даже с закрытыми глазами, – сказал Митя и достал из пакета несколько полотенец и носовой платок для Иглика. – Мы будем играть с полотенцами? А мама не против? – удивилась Анюта. – Конечно, нет. Мама знает, что они нам нужны для дела, – ответил Митя. – Сейчас я завяжу вам глаза, потом каждый потрогает свою букву и угадает, как она называется. – Ты шутишь, мы же не волшебники! Как мы с завязанными глазами узнаем, какие перед нами буквы? – недоумевал Иглик. – Это легко, – объяснил Митя, одновременно завязывая ребятам глаза. – Надо только хорошо её ощупать пальцами. – И протянул каждому из своих учеников по букве. – Что-то я не узнаю букву, которую ты мне дал, может быть, мы её ещё не учили? – засомневалась Анюта, исследуя пальчиками свою букву. – И мне какая-то незнакомая попалась, – вторил Санька. – Не торопитесь, потрогайте их со всех сторон и поймёте, – подбадривал близнецов Митя. – Ой, кажется, я догадалась: две палочки сходятся кверху, а посередине перекладина – это же А! – И у меня две палочки и посередине перекладина – это Н! – У меня кружок – это О! – тоже догадался Иглик. – Молодцы! Дать вам ещё задание? – Да! Да! – загорелись ученики. Игра оказалась захватывающей, и ребята играли бы в неё до конца урока, но Митя предложил им новое задание. – Сегодня я покажу вам ещё одну букву, – сказал Митя. – С этой буквы очень мало слов начинается (например: йод и йог), но зато много слов заканчивается.
– Это буква Й, – догадалась Анюта. – А я знаю ещё одно слово на Й – йогурт, – вспомнил Санька. – Ой, а я ничего вспомнить не могу, – расстроилась Анюта. – Зато ты произнесла слово с буквой Й – «ой», – засмеялся Митя. – Вот смотри, – выложил он две буквы, – о-й, о-й. Что слышишь? – Ой, – обрадовалась Анюта. – Вот ещё слово с буквой Й в конце, – достал ещё две буквы Митя. – А-й, а-й – ай, – прочитал Санька.
– Ай и Ой – это два человечка? – спросила Анюта. – Пусть это будут два маленьких неуклюжих медвежонка, – предложил Санька. – Верно, они ещё совсем маленькие, поэтому всё время спотыкаются и удивляются, – согласилась с братом Анюта. – О, у вас уже сказка получается. После урока обязательно придумайте, что случилось с этими медвежатами, – поддержал ребят Митя. – Давай ещё что-нибудь прочитаем! – загорелись близнецы. – Хорошо, но не все слоги будут словами.
Близнецы прочли два первых слога, а Иглик остальные, потом они нашли в книге слова, оканчивающиеся на букву Й. После занятий Санька хотел отнести Иглика домой, но тот гордо отказался: – Нет, я поеду домой на своей кошко-лошади! – сказал Иглик и позвал Барсика, который действительно поджидал его неподалёку. Затем он вскочил на котёнка, и только их и видели.
Ребята, прочитайте и вы эти слова и слоги:
Определите, какие из этих звуков гласные, а какие – согласные.
Молодцы! Теперь самое время поиграть в игру «Угадай букву».