– Иглик, тебе где сидеть удобнее? – заботливо спросила Анюта. – Можно я посижу на плече у Саньки, мне оттуда будет всё видно и слышно? – попросил Иглик. – Ладно, только не свались, если заснешь, – пошутил Санька. Иглик уже собрался обидеться, но тут подошёл Митя, и ребята быстро переключились на занятия. – Ну что? Ты всё узнал про буквы? – спросил Санька у Мити. – Всё не всё, но кое-что узнал, – стал рассказывать Митя. – Слова состоят из разных звуков. Есть звуки, которые хорошо поются - они называются гласными. А другие не пропоёшь, их можно только прошипеть или проскрипеть. – И их называют безгласными? – спросил Санька. – Нет. Их называют согласными. – С чем же они согласны? – спросила Анюта. – Может с тем, что их нельзя петь? – предположил Санька. – Этого я не знаю, а вот, что гласных ровно десять, я знаю точно. Вот они:
– Эти три буквы мы не знаем, – показала Анюта на Ы, Ё и Э. – Это Ы, Ё и Э, – сказал Митя. – На Ы в моём словаре слов нет, а вот на Ё немного, но есть. – Я знаю одно: ёлка, – вспомнила Анюта. – И я знаю: ёж, – добавил Санька, чуть подумав. – На букву Э слов гораздо больше, но многие из них очень трудные. – Да, в прошлый раз ты нам читал слово на Э – «экскаватор», – сказал Санька. – И ещё длинное слово «э-лек-три-чес-тво», – старательно выговорила Анюта. – Вы просто молодцы, – порадовался за ребят Митя. – Теперь вы знаете все гласные и знаете, что их можно пропеть. Посмотрите и прочтите их ещё раз. – Остальные звуки называются согласными, и их пропеть нельзя, – продолжил Митя после того, как Санька и Анюта хорошо рассмотрели гласные. – Теперь я их перемешаю.
– Попробуйте отличить гласные звуки от согласных. Санька и Анюта тут же принялись за работу, но без привычки им нелегко было разобраться, какая буква поётся, а какая – нет. – Лооо, – пела Анюта. – Значит, Лл поётся, – решила она. – Ты ошибаешься, ты поёшь не Лл, а Оо, – поправил её Митя и добавил, – есть ещё один способ отличить гласный звук от согласного. Если произносишь согласный звук, то рот перегорожен или языком, или губами и путь в горло закрывается, а когда произносишь гласный звук, то путь открыт. Санька и Анюта стали испытывать звуки то одним, то другим способом и быстро рассортировали все буквы. – Молодцы! – похвалил их Митя. – За это я расскажу вам сказку о буквах. Вы, наверное, уже догадались, что все слова состоят из гласных и согласных звуков, которые записываются буквами. – И только? – Да, лишь из гласных и согласных. Так вот. Однажды первокласснику Серёже купили коробку новых пластмассовых букв. Буквы очень гордились своим умом и тем, что они новые, поэтому, презрительно оглядев старые Серёжины игрушки, даже не стали с ними разговаривать. Тем не менее самые любопытные игрушки – старая сова и маленький шустрый паровозик – подошли познакомиться с новыми соседями. – Ого, как вас много в одной коробке! – удивился паровозик. – Букв много, но мы, десять гласных, здесь самые главные, – ответили хором буквы А и Я. – О да, мы, гласные, самые необходимые! – подхватили буквы О и Ё. – Ведь только с нашей помощью слова становятся звонкими и мелодичными, – почти пропели буквы У и Ю. – И благодаря нам согласные не сливаются друг с другом, – сообщили Ы и И. – А слова не превращаются в сплошной скрип и шипение, – добавили Э и Е. – Да не слушайте вы их, – наконец вмешались согласные, – мы самые главные, так как нас больше и мы придаем словам смысл. – Это просто смешно! Если бы не мы, то слов и слышно бы не было и все они превратились бы в сплошное, с трудом произносимое шуршание, – стояли на своём гласные. – А если бы не мы, то от вас один звон бы стоял, и слов бы не получалось, – парировали согласные. Сова всё это время лишь переводила взгляд с одного спорщика на другого, пока, наконец, и ей не удалось вставить фразу. – А вы попробуйте составить слова из одних гласных и одних согласных, тогда мы и увидим, кто из вас нужнее. Буквы обрадовались и, не чувствуя подвоха, наперебой начали составлять слова: гласные из гласных, а согласные из согласных. Но, увы, кроме коротких воплей – Аа, Оо, Уу, Ау, Уа, у гласных ничего не вышло. Да и у согласных вышло не лучше. – Мм, Тр, Пр, Шш, – безголосо мычали, трещали и шипели они. Тут в комнату вошёл Серёжа, взял буквы и стал из гласных и согласных складывать своё любимое слово ШКОЛА. – Ну вот, а вы зря ссорились, – прошептал паровозик. Но буквы смущенно промолчали и сделали вид, что изо всех сил помогают Серёже складывать слова. – Замечательная сказка, – сказала Анюта. – Давайте, мы тоже сложим какое-нибудь слово, чтобы там были и гласные, и согласные,– предложил Санька. – Да, но урок уже окончен и мне пора на тренировку, – возразил Митя. – Ну хоть одно, малюсенькое, – попросила Анюта. – Ладно уж. Читайте: у-х, у-х. Митя выложил две буквы.
– Ух, – прочитали близнецы в один голос. – Ух! – повторил Иглик. Было видно, что урок ему понравился. – Вы сегодня молодцы, – похвалил ребят Митя, – теперь идите, поиграйте с друзьями, я вижу, они вас уже ждут. – Иглик, ты пойдёшь с нами? – спросила Анюта. – Да, – охотно согласился Иглик.
Увидев Иглика, приятели близнецов пришли в восторг. Каждый хотел его потрогать. Иглику это явно не понравилось, и он при первой же возможности спрятался под куст, решив в безопасности подождать близнецов. Однако и здесь его нашла какая-то девчушка. Иглик решил притвориться куклой и замер. – Какая необычная куколка, – сказала девочка, – и почему у неё зелёные волосы, ей бы лучше подошли рыжие! – Ещё чего! – не выдержал Иглик. – Ой, да она ещё и разговаривает! – обрадовалась девочка и... сунула бедного Иглика в сумку с совочками вниз головой. Иглик попытался выбраться, но сумка была слишком скользкая, да ещё девчонка её всё время потряхивала. Около песочницы девочка остановилась, положила сумку на землю и стала звать подружек: – Лена, Ната, идите в дочки-матери играть! У меня кукла голодная, испечем ей куличики! «Она меня песком кормить собирается!» – в ужасе подумал Иглик, но тут ему, наконец, удалось встать на ноги и выглянуть наружу. Вдруг он увидел своего Барсика! – Кис-кис-кис! – с мольбой в голосе позвал Иглик. Барсик услышал знакомый голос и сунул мордочку в сумку. Иглик в одно мгновение забрался на своего спасителя и пришпорил его с такой силой, что котёнок стрелой понесся к дому. Дома Иглик выпросил у бабушки котлету и целиком скормил её Барсику.
Ребята, вы запомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных? Тогда попытайтесь определить, какие из этих звуков гласные, а какие – согласные.