– Мне придётся ненадолго уйти, – с сожалением сообщил Митя близнецам, – а вы можете подождать нас с Игликом в парке под нашим любимым деревом. – Ты заберёшь Иглика с собой? – переспросила Анюта. – Зачем? – удивился Санька. – Бабушка просила с него глаз не спускать, уж больно он озорной, – улыбнулся Митя, – а вы захватите с собой азбуку и буквы и позанимайтесь пока вдвоём. На поляне близнецы встретили своих приятелей, которые с интересом принялись разглядывать буквы и азбуку. – Я тоже хочу учиться читать! – загорелся малыш по имени Никита. Он внимательно рассматривал буквы, сравнивал одну с другой и дотошно задавал вопросы. Никите хотелось знать о буквах всё: как называются, из чего сделаны и почему так раскрашены. Мити всё не было, и ребята затеяли игру в прятки. Один Никита не стал играть со всеми. Ему хотелось получше рассмотреть картинки и вдоволь повозиться с буквами. – Можно я пока поиграю с буквами и полистаю азбуку? – спросил он. – Ладно, – разрешил Санька, – только не оставляй их без присмотра. Через полчаса Санька и Анюта, наигравшись и набегавшись, вернулись к дереву, где их в полной растерянности поджидал Никита. – Я рассматривал картинки, а открытая коробка с буквами лежала неподалёку, и никто к ней не подходил, – рассказал он, – но когда я заглянул в коробку, в ней лежала только одна буква Х. – Кто же без спросу взял наши буквы? – возмутилась Анюта. – И почему похитители не взяли букву Х? – удивился Санька. Некоторое время все молча разглядывали букву Х. – Мы должны найти все-все буквы, иначе мы не сможем учиться дальше, – наконец прервал молчание Санька. – Как же мы их найдём? – развела руками Анюта. – Надо придумать! Давайте разработаем план, – важно сказал Санька. – Мой папа, когда думает, ходит по комнате из угла в угол. Давайте тоже будем так ходить, – предложил Никита. Все трое стали ходить друг за другом вокруг дерева и думать. Они шли всё быстрее и быстрее и думали, думали. Вскоре у Анюты закружилась голова, и она упала на траву. Никита, который шёл за ней, споткнулся и тоже упал. Даже Санька не удержался на ногах. Друзья тихо лежали и смотрели на голубое небо, просвечивающее сквозь ветви дерева. Вдруг их внимание привлекла длиннохвостая птица с белыми пятнами по бокам. Она слетела с дерева и… схватила последнюю букву. – Держи её! – завопил Санька. – Как? Мы же не умеем летать, – растерянно сказала Анюта. – Это сорока. У неё гнездо на дереве, – догадался Санька. – Я залезу в гнездо и достану наши буквы, – сказал Санька и тут же полез наверх. Никита и Анюта с волнением наблюдали за ним с земли. Всё было хорошо до тех пор, пока Санька не добрался до середины кроны. Здесь ветви дерева росли так густо, что Санька с трудом пролезал между ними и, наконец, застрял совсем. – Что же теперь делать? – испугалась за брата Анюта. А Никита, который считал себя во всём виноватым, и вовсе заплакал. Но тут, к счастью, подоспели Митя с Игликом. Увидев их, ребята обрадовались и, перебивая друг друга, стали рассказывать о пропавших буквах и о геройском поступке Саньки, закончившемся так плачевно. – Ясно, – сказал Митя и полез на дерево вызволять брата. Сначала он помог Саньке спуститься на землю, а затем полез за буквами. Иглик так и сидел у него на плече. Они поднимались всё выше и выше, стараясь не смотреть вниз. На вершине дерева ветки оказались совсем тонкими. – Придётся спускаться! – разочарованно буркнул Митя, но тут Иглик спрыгнул с его плеча и как маленькая обезьянка, прыгая с ветки на ветку, быстро добрался до гнезда. Казалось, он уже у цели, но не тут-то было! В гнезде были птенцы, и мама-сорока бросилась их защищать. Она подлетела к Иглику, норовя сбросить его вниз. Но Иглик и не думал отступать. Он вытащил из гнезда прутик и накинулся на белобокую воровку. Сороке ничего не оставалось, как перелететь на другую ветку. А Иглик залез в гнездо и сбросил все буквы вниз. Затем он вернулся тем же путем к Мите, и они вдвоём спустились к ребятам.
– Мить, не сердись на нас, – робко попросила Анюта, подбирая с земли последние буквы, – зато мы букву Х выучили! И я знаю, что на эту букву слово «хлеб» начинается. – Да уж, мы эту букву крепко-накрепко запомнили, – подтвердил Санька, – и слово «храбрость» тоже на Х начинается, а Иглик у нас герой и храбрец! – Ладно уж, давайте начинать урок, – сказал Митя.
С КАКОЙ БУКВЫ НАЧИНАЕТСЯ СЛОВО
– Вот буквы, которые мы уже знаем, – сказал Митя, доставая из коробки спасённые буквы.
А это те, которые мы запомним сегодня: Я, Ю, Пп.
– Я, Ю, Пп, – дружно повторили близнецы. – Видишь, мы уже много букв знаем, а читать умеем только два слова: УА и АУ. Давай ещё что-нибудь прочтём, – попросил Санька. – Обязательно, но прежде нам нужно научиться узнавать, на какую букву начинается слово, – сказал Митя. – Мы это уже умеем, – возразила Анюта. – Тогда давайте проведём контрольную работу, – сказал Митя. – Как в школе? – обрадовался Санька. – Да, – подтвердил Митя и задал свой первый вопрос: – С какой буквы начинается слово «юла»? – С Ю, – без труда ответил Санька. – А слово «лев»? – С Лл, – не отставала Анюта. Митя всё придумывал и придумывал новые слова, а близнецы соревновались, кто быстрее ответит. Скажу вам по секрету, мои юные читатели, иногда они всё-таки ошибались, но это только прибавляло им задора. Никита не захотел идти домой и тихонько просидел весь урок рядом с Игликом, который тоже пока не мог соревноваться с близнецами. Никите урок так понравился, что прежде чем уйти он спросил: – Можно мне тоже с вами учиться? – Конечно, можно, приходи, когда захочешь! – разрешил Митя. Иглик ничего не сказал, но вечером попросил Анюту и Саньку рассказать ему про буквы подробнее.
А что бы вы смогли рассказать Никите и Иглику про буквы? Попробуйте нарисовать для них какие-нибудь буквы или вылепите их из пластилина. Вот слова, которые придумал Митя для игры «С какой буквы начинается слово?»: