– Рассаживайтесь поскорее. У нас впереди много дел, – начал свой урок Митя. – Мы сегодня играть будем? А читать когда начнём? – забросали его вопросами малыши. – Конечно, поиграем и читать попробуем, – согласился Митя. – Мы с вами уже знаем буквы А и У. Вот они:
Попробуйте сказать быстро-быстро: а-у, а-у, а-у. – А-у, а-у, а-у, – старательно повторили близнецы. – Что слышите? – Ау, ау – будто кто-то в лесу заблудился, – сказал Санька. – Правильно, ау. Теперь давайте переставим буквы. Вот так:
И снова произнесём быстро-быстро: у-а, у-а, у-а. Что теперь слышите? – Уа, уа, уа – так малыши плачут, когда маму зовут, – улыбнулась Анюта. – Мить! А как узнать, с какой стороны надо читать слово? – спросил Санька. – Это очень просто! Нужно сжать в кулачок левую руку и всегда читать от неё! – Но я не всегда помню, где левая рука, – растерянно сказала Анюта. – Тогда надень на левую ручку игрушечные часики, которые тебе бабушка подарила, – предложил Митя. – Зачем? – удивилась Анюта, – они ведь всё равно время неправильно показывают. – Зато они тебе всегда подскажут, где у тебя левая рука, – сказал Митя. Близнецы старательно сжали левые кулачки и снова перечитали свои первые слова. – Хотите, я расскажу вам сказку с этими словами? – неожиданно предложил Митя. – Сказку? Конечно, хотим, – обрадовались близнецы. – Тогда слушайте. В одной деревне жила-была девочка, и звали её Машенька. Однажды она пошла в лес с подружками и заблудилась. – Эту сказку мы знаем. Это про трёх медведей? – зашумели близнецы. – Нет, – сказал Митя. – Тогда про Машеньку и медведя? – спросила Анюта. – Нет. Я не стану рассказывать, если вы будете меня перебивать, – обиделся Митя. – Прости. Мы уже слушаем, – извинились близнецы. – Итак, шла Маша по лесу и думала, как же ей дорогу домой найти. Вдруг она услышала какой-то шорох. Осмотрелась кругом, видит – под кустом маленький зайчонок сидит, весь съёжился и дрожит, а к нему уже лиса подбирается. Маша сразу про свои беды забыла и бросилась зайчонка спасать. Подняла с земли шишку и запустила ею в лису. Лисица оглянулась, видит: стоит храбрая девчушка и грозит ей кулаком. Рыжая смекнула, что пообедать зайчонком ей сегодня не удастся, и растаяла в лесной чаще. Лишь только лиса скрылась за деревьями, из-за кустов выскочила зайчиха. Кланяется, лапки к груди прижимает – благодарит. Маша очень удивилась: – Ты, видно, зайчиха не простая. А дорогу домой показать можешь? Зайчиха показала лапкой на солнце. – Ты хочешь сказать, чтобы я шла в сторону солнца? Зайчиха головой закивала, лапками замахала, будто что-то объяснить хочет, потом что-то пропищала зайчонку, и они скрылись в кустах. Маша уже хотела идти дальше, но тут зайчиха с зайчонком появились вновь. У каждого в лапках было по деревянной букве. Они положили их на землю и посмотрели на Машу, взглядом приглашая её прочесть. – Это буквы У и А. Получается УА, – прочитала Маша. – Вы хотите сказать, что мне нужно плакать? Зайчиха отрицательно покачала головой и быстро переставила буквы. – АУ, – прочитала Маша. – Понимаю, мне нужно не плакать, а почаще кричать «ау»? Зайчиха радостно закивала. – Интересно, откуда у вас буквы? – не сдержала любопытства Маша. Зайчиха стала лапками то на Машу, то на землю показывать. – Такая же девочка как я обронила? – догадалась Маша. Зайчиха снова закивала головой. Затем она подарила буквы Машеньке, и они попрощались. Много часов брела Маша по лесу, а когда ей становилось грустно, она доставала буквы – сначала А, потом У и громко читала: – Ау... ау... ау! Она вспоминала про зайчиху с зайчонком, и ей становилось легче. Наконец, когда Маша почти потеряла надежду, она услышала вдали голоса бабушки и дедушки. Оказалось, что её искали всей деревней. – Где ты была? Как ты нашла дорогу домой? – спрашивали её наперебой. Но Маша в ответ только загадочно улыбалась. И лишь бабушке, когда та укладывала её спать, Маша рассказала о своей удивительной встрече в лесу. Ещё девочка показала бабушке две буквы, из которых она составила слово ау. – Какая интересная сказка! – сказала Анюта. – Да, очень! – согласился Санька. – Рад, что вам понравилась сказка, надеюсь, вам и новая игра придётся по вкусу! – сказал Митя. – Что за игра? Как она называется? Как в неё играть? – оживились малыши. – Назовём её «Сломанные слова». Я произнесу слово по слогам, то есть по кусочкам, а вы угадайте, какое слово я сказал. И Митя медленно проговорил первое слово: – Ка-ша. – Ты сказал слово «ка», – сказала Анюта. – И ещё слово «ша», – добавил Санька. – Не угадали! Я сказал одно слово, но по частям. Послушайте ещё раз: ка-ша. – Так это каша! – догадался Санька, – кашу я люблю, особенно с изюмом. – Скажи слово, которое я люблю, – попросила Анюта. – Кук-ла, – сказал Митя. – Кукла! – сразу догадалась Анюта. – Но есть такую кашу нельзя и с куклой этой не поиграешь, – грустно заметила Анюта. – Слова – это названия вещей, а не сами вещи, – сказал Митя. – Жаль. А правда, было бы здорово, если бы мы сказали «шоколад», и появился бы шоколад! – размечтался Санька. – Тогда, если бы ты сказал «пожар», то всё бы загорелось, – испугалась Анюта. – Пусть лучше всё остаётся на своих местах, – сказал Митя. Они ещё долго играли в эту игру, а потом Митя показал им новые буквы: – Смотрите, вот буквы Рр, Е, И.
– Ррр, так тигр рычит, – сказал Санька. – Я знаю слово на букву Е: ель, – обрадовалась Анюта. – Я на Рр слова знаю: рак, рыба, – сообщил Санька. – А буква И какая-то несчастная, – вдруг сказала Анюта. – Это почему? – удивился Митя. – Потому что её из Н сделали. Сломали у Н перекладинку и получилась И. – Ну ты и выдумщица, – засмеялся Митя, – никакая И не несчастная, а вполне счастливая, ведь на И столько интересных слов начинается: игра, иллюминатор, история, – заспорил он. – Индюк и иволга – очень красивые птицы, тоже на букву И начинаются, – вспомнила Анюта. – Ну вот и договорились. Всё, урок окончен. Вечером найдите в своей азбуке маленькие буквы и, р и е и нарисуйте их, – сказал Митя и вдруг вспомнил: – А где же Иглик?
Ребята уже хотели пойти его искать, но тут заметили, что из коробки с буквами торчит зелёный чуб. Иглик мирно дремал среди букв. – Бедняжка, устал с дороги, – пожалела Иглика Анюта, – проспал такой интересный урок! – Давай мы ему сами расскажем всё, что знаем про буквы! – предложил Санька. – Отличная идея! – обрадовалась Анюта. – Я ведь и так своему мишке обо всём рассказываю. – И что, твой мишка уже читает? – насмешливо спросил Санька. – Конечно, только про себя, – не моргнув глазом ответила Анюта.
А вы, ребята, сможете пересказать этот урок и нарисовать буквы для Иглика? Вот слова, которые отгадали Санька и Анюта. Поиграйте в эту игру со старшими.