– Сегодня я буду произносить слова, а вы слушайте внимательно, – начал урок Митя. – Если слово начинается с буквы У, дотрагивайтесь до ушей, а если нет – опускайте руки вниз. Утюг! – чётко произнёс Митя. Санька быстро схватился за уши, а Анюта растерялась, замахала руками и совсем расстроилась. – Ничего, – утешил её Митя. – Сейчас у тебя всё получится. Послушай букву У ещё раз: ууу, ууу, ууу. Теперь я произнесу слово «ухо». С какой буквы начинается это слово? – С У! Надо дотронуться до уха, – поняла Анюта. Дальше игра пошла легко и весело. – Утка! – сказал Митя. Дети схватились за уши. – Сыр! – Это слово начинается не с буквы У, и трогать уши не нужно. Теперь я поняла, – обрадовалась Анюта. Затем Митя показал им новые буквы – А, Лл и Мм. – Посмотрите на эти буквы:
– Как вы считаете, на что они похожи? – спросил Митя. – Мм похожа на сломанные ворота, – засмеялся Санька. – Нет, Мм похожа на ворота с носом, – возразила Анюта. – Ой, не могу, – захохотал Санька. – Где ты видела ворота с носом? Он упал на спину, скорчил рожицу и задрыгал всеми четырьмя конечностями так, что едва не скатился с пригорка. К счастью, Митя успел поймать его за руку и строго сказал: – У Анюты замечательное воображение. Ты зря смеешься над ней. – Я вовсе не хотел её обидеть. Просто у Анюты очень смешное воображение, – смутился Санька. – Ладно. Теперь посмотрите:
Здесь нарисованы все буквы: и большие, и маленькие. Сравните их. – Мить, а маленькие буквы – это дети больших букв? – вдруг спросила Анюта. – Мм, – замялся Митя, – ну, если понарошку, то наверное. Большие буквы всегда пишутся в начале предложений и ещё, например, в именах. Имя «Аня» всегда пишется с большой буквы А, а слово «ау» – с маленькой.
Ребята, поиграйте со старшими в игру, которую придумал Митя. Вы помните, если слово начинается на У, то хватаемся за уши!
Подходя к дому, ребята увидели машину, из которой осторожно выбиралась бабушка с котёнком на руках. Они бросились её обнимать, но вдруг словно остолбенели. На плече у бабушки сидел крошечный мальчишка с зелёными волосами. – Ба-бабуля, а это кто? – слегка заикаясь, спросила Анюта. – Знакомьтесь – это Иглик, – как ни в чем ни бывало ответила бабушка. Однако через несколько минут дети освоились и завалили гостя вопросами: – Ты что гномик? – спросила Анюта. – Нет! – обиделся Иглик. – Я Иглик. – Котёнок твой или бабушкин? – спросил Санька. – Мой, конечно! Он у меня вместо лошади! – гордо сказал Иглик. – А как твою кошко-лошадь зовут? – засмеялась Анюта. – Его зовут Барсик, – без тени улыбки ответил Иглик. Санька понял, что Иглик не любит, когда над ним смеются, и решил в утешение предложить ему настоящее взрослое занятие. – Ты с нами учиться читать будешь? – спросил он Иглика. – Буду, мне это для важного дела понадобится! – загадочно ответил Иглик. – Вот и хорошо, – сказала бабушка, – идите позанимайтесь, а я маме на кухне помогу. – Хочешь, залезай ко мне на плечо! – предложил Иглику Митя и помог ему устроиться поудобнее.